О корабельных лесах

03.03.2017  23:04

Я вот тут про корабельные леса тоже находил:

http://flot.com/publications/books/shelf/brief/brief_history_16.htm

Заготовление лесов и других предметов

«Лесной департамент», учрежденный незадолго до образования министерств, отошел в министерство финансов, на которое тогда возложено было и заготовление корабельных лесов. В 1810 году, когда Лесной департамент вошел в состав бывшего при министерстве финансов департамента Государственных имуществ, то к последнему перешла и обязанность заведывания лесами. Но независимо от этого общего положения все собственно «корабельные леса» находились в ведении Адмиралтейств-коллегий и были разделены на три округа: «Низовой» — по бассейну реки Волги, «Северный» — Северной Двины и «Западный» — Днепра. В первых двух округах учреждены особые правления, и в составе каждого из них находился корабельный мастер. Западный же округ, до времени, оставался в ведении местного лесного начальства. Низовой округ заготовлял леса для балтийских портов и Каспийской флотилии, Северный для Архангельского порта, а Западный для черноморских портов. Доставка лесов от местных пристаней к портам лежала уже на обязанности морского министерства. Заготовление всех прочих предметов, необходимых для кораблестроения и вообще для флота и морского ведомства, производилось тремя способами: казенными заводами, находящимися в ведении морского и других ведомств, подрядами и покупкой через комиссионеров.

http://www.brocgaus.ru/text/053/885.htm

Корабельные рощи или леса — образовались у нас в России из заповедных лесов (см.). По указу 24 августа 1765 г. главное заведование ими было возложено на адмиралтейств-коллегию, при которой состояла, с этой целью, экспедиция генерал-интенданта, обязанная "иметь подробные сведения о всех лесах, принадлежащих адмиралтейству, и сохранять, подчищать и разводить их по правилам науки". Указом 16 февраля 1782 г. леса, принадлежащие адмиралтействам, переданы в ведомство директоров государственного домоводства; но указом 18 ноября 1796 г. они переданы обратно в ведение адмиралтейской коллегии, причем для описания их были командированы флотские офицеры. Эти описания продолжались с 1797 по 1805 г. и до пятидесятых годов служили почти единственными, хотя часто очень неверными официальными данными при выделе Корабельные рощи рощ и определении размера пользования ими. По этим данным в районе Корабельные рощи рощ, отведенных для балтийского и каспийского кораблестроения, произрастало 374470 пригодных дубов, что было достаточно для удовлетворения потребности в течение 19 лет, 473126 лиственниц — на 17 лет, 343972 мачтовой сосны — на 55 лет, и, в одной Новгородской губ. 4160437 строевых сосен, более чем на 100 лет. Жалобы на истребление Корабельные рощи рощ вызвали указ 26 мая 1798 г. о подчинении всех казенных лесных дач и заказных рощ лесному департаменту, учрежденному при интендантской экспедиции адмиралтейств-коллегии. По обер-форстмейстерской инструкции 12 марта 1798 г., "для кораблестроения почитаются нужными во всех лесах казенного ведомства дуб, вяз, ильм, клен, ясень, карагач, чинар, орешник, лиственница и толстая сосна, в отрубе 12 врш. и более, расстоянием от больших рек в стороны на 100 в., а от малых, впадающих в те большие, и по которым можно сплавлять леса, в стороны по 25 в.". 10 сентября того же года повелено названные древесные породы употреблять единственно на кораблестроение, "на обывательские же и другие гражданские нужды рубить ель, ольху и т. п.". При учреждении министерства финансов (1802 г.) и подчинении ему лесного департамента, в заведовании последнего остались и Корабельные рощи рощи, с возложением на него также обязанности "отделять заказные рощи для флота". При закрытии, в 1811 г., лесного департамента, заведование Корабельные рощи рощами перешло в департамент государственных имущества м-во финансов, в котором имелось особое отделение корабельных лесов, для местного же управления образованы (25 авг. 1817 г.) три округа: низовой, с правлением в Казани, северный — в Архангельске и западный — в Киеве (последний не был открыт). На окружные правления, которым были подчинены местные форстмейстеры и лесничие, выведывающие Корабельные рощи рощами, возложена была заготовка и доставка корабельных деревьев к портам, выдел Корабельные рощи рощ и охранение и улучшение последних. Злоупотребления по управлению Корабельные рощи рощами вызвали передачу их в ведение морского министерства, с учреждением в нем, в 1828 г., департамента корабельных лесов. Одновременно с тем открыт, кроме существовавших северного и низового, третий округ — прибалтийский, из губ. Олонецкой, Новгородской и других вблизи Петербурга. Из миллиона с лишком десятин Корабельные рощи рощ было принято в непосредственное заведование департамента корабельных лесов, до конца 1840 г., только 80000 дес. Прочие Корабельные рощи рощи и заказные леса — 1079252 дес. (1838) — оставались по-прежнему в заведовании лесничих министерства финансов и охранялись на общем основании. В Корабельные рощи рощах морского министерства заготавливались для кораблестроения дуб, лиственница и сосна. В 1853 г. департамент корабельных лесов присоединен к министерству государств. имуществ. Наконец, 5 мая 1859 года Высочайше повелено: оставив на обязанности министерства государственных имуществ заведование и охранение всех выделенных Корабельные рощи рощ и присвоенных флоту лесов, за исключением леса, произрастающего на острове Наргене, близ Ревеля, и составляющего навигационный признак, предоставить снабжение флота лесом непосредственному распоряжению морского министерства, с отпуском ему на заготовку по вольной цене и доставку леса для С.-Петербургского, Архангельского и Астраханского портов ежегодно по 675000 р. Департамент корабельных лесов и окружные правления упразднены; в Корабельные рощи рощах и тех казенных дачах, где произрастают корабельные деревья, постановлено ввести правильное хозяйство и, определив количество леса, какое может быть ежегодно вырубаемо в каждой даче, производить продажу деревьев всех пород на общих основаниях, принятых в казенных лесах. Для устройства Корабельные рощи рощ издана министерством, 10 февраля 1880 г., особая инструкция, несколько отличная от существовавшей тогда для остальных казенных дач, но и это различие вскоре фактически стало исчезать и официально отменено при издании лесоустроительной инструкции 1884 г., так что в настоящее время начинает выходить из употребления даже название "бывшая корабельная роща".

В. Собичевский.

ак выглядит корабельная сосна

Сегодня морские и океанские просторы бороздят величественные стальные суда. Но было время, когда корпуса кораблей делали исключительно из древесины. Не каждое дерево годилось для постройки парусного судна. Особым спросом среди кораблестроителей пользовался корабельный лес, а самые строгие требования предъявлялись к стволам, которые шли на изготовление мачт.

«Корабельная роща». Художник И. Шишкин

Что такое корабельный лес

Во времена расцвета парусного кораблестроения суда почти целиком изготовляли из древесины. Для этой цели использовался так называемый строевой лес, к которому предъявлялись строгие требования по весу, прочности, форме ствола и упругости. Сложнее всего было подобрать подходящее дерево для мачты парусного судна, поскольку она должна быть устойчивой к серьезным нагрузкам, которые возникали при сильном ветре.

Традиционно для изготовления основных частей корпуса парусника использовали дуб, тик, лиственницу и сосну. Эти породы древесины лучше всего подходили для устройства каркаса корабля, его обшивки и настила палубы. Для изготовления мачт чаще всего подбирали особую корабельную сосну, отличавшуюся прямым стволом и достаточным обхватом. На внутреннюю оснастку и отделку судов, которая требовала меньшего количества материала, шли другие породы древесины: ель, ясень, ценное красное дерево, акация.

В ряде государств, где кораблестроение было одной из ведущих отраслей хозяйства, существовали охраняемые насаждения и целые массивы леса, который был предназначен исключительно для постройки судов. В России само понятие «корабельный лес» ввел царь Петр, который в первые годы XVIII века своим указом учредил корабельные рощи, которые бывали лиственными и хвойными. Здесь под контролем государства произрастали особо качественные породы сосны, лиственницы и дуба. Обычные хозяйственные рубки в корабельных лесах были строго запрещены.

Корабельная сосна

В строительстве кораблей чаще всего употреблялось несколько видов корабельной сосны. К ним относится желтая сосна, которая в большинстве своем растет в средней полосе России. Ее упругая, прочная и крепкая древесина шла на постройку надпалубных элементов конструкции, в том числе на мачты, стеньги и реи.

Характерная для северных районов красная сосна с ее сухой древесиной использовалась для обшивки, а также шла на палубный настил. Белая сосна растет, как правило, в заболоченной местности. Она отличалась худшим качеством, а потому применялась для тех деталей, которые не требовали исключительной прочности и не несли серьезной нагрузки.

Идеальная корабельная сосна имеет прямой, высокий, толстый и очень прочный ствол, на котором практически не встречаются изъяны. Высота дерева может быть разной, но на изготовление мачт шли наиболее высокие деревья, стволы которых поднимались ввысь на несколько десятков метров.

Древесина корабельной сосны обычно умеренно смолистая, с твердой сердцевиной. Чтобы достичь такого состояния, дерево должно расти несколько десятков лет в благоприятных условиях. Лучшие экземпляры корабельной сосны достигали возраста в сто лет, имели до 40 м в высоту и до полуметра в диаметре.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-855512-kak-vyglyadit-korabelnaya-sosna#ixzz4RhImbxQb