wellcome
Появление в Перми первого высшего учебного заведения стало долгожданным событием для города. Во время Первой Мировой войны возникла проблема эвакуации Юрьевского университета. Узнав об этом, купец и меценат Николай Васильевич Мешков сразу телеграфировал в Пермскую городскую думу о том, что он готов в течение 10 лет выделять по 50 тысяч рублей ежегодно на содержание университета, а также предоставить для него комплекс зданий на Заимке. Открытие отделения в Перми оценивалось в 8 миллионов рублей. 5 миллионов выделялось из государственной казны, а 3 необходимо было собрать на месте. В Перми объявили о сборе денег. Мешков пожертвовал 500 тысяч рублей, а также передал отделению собственные помещения.
Городская дума и Губернская земская управа уполномочили председателя управы Е.Д. Калугина и почетного гражданина Перми Н.В. Мешкова для поездки в Юрьев и Петроград. Они, побывав у министра народного просвещения гр. Игнатова, получили согласие на перевод Юрьевского университета в Пермь. Создание учебного заведения оценивалось в 8 млн рублей, часть суммы – 3 млн рублей было необходимо собрать на месте. Средства поступали от уездных земских собраний, от частных лиц – «жертвователей»; от научно-просветительских организаций города и даже от рабочих и крестьян Пермской губернии. Многие из этих пожертвований носили чисто символический характер, но все они свидетельствовали о горячем желании пермяков иметь свой университет.
Несмотря на это, Юрьевские профессора предпочли Перми Воронеж. Однако также не без помощи Мешкова в Перми открывается отделение Петроградского университета – разрешение на открытие было получено 13 июня 1916 года.
Набор студентов в ВУЗ начался в июле 1916 года, когда еще не было даже помещений для него. На отделение поступило 522 студента. Параллельно Петроградский университет начал отбирать педагогов, желающих переехать в Пермь. Среди них были как именитые профессора, так и молодые приват-доценты. Многих привлекло высокое жалование. В Перми профессорам обещали платить 4,5 тысячи рублей в год, в то время как в других ВУЗах годовой доход преподавателей составлял 3 тысячи.
В конце июня 1916 г. в Пермь прибыла комиссия в составе ректора Пермского отделения профессора К.Д. Покровского, попечителя Рижского Округа А.П. Щербакова и архитектора А.А. Бернардацци. Главными целями этой комиссии были выработка плана размещения университетских учреждений и выяснение общих условий постройки зданий самостоятельного Пермского университета.
Специальная комиссия нашла подходящими для университета ранее выбранные помещения, которые были предложены Н.В. Мешковым городу сроком на 10 лет до постройки специальных зданий. Пермское отделение не могло воспользоваться основными зданиями, т.к. в них размещалась запасная воинская часть (более 7 тыс. солдат). Городские власти решили на средства города и Губернского Земства начать строительство бараков для размещения войск, но постройка бараков шла крайне медленно.
Несколько раз местные органы власти ходатайствовали у военных ведомств об освобождении дома Мешковой. Сам Н.В. Мешков хлопотал о переводе войск у военной администрации Перми, у командующего Казанским военным округом генерала Сандецкого, у великого князя Николая Николаевича на Кавказе. Мешков говорил о высокой миссии, которую преследует организация университета, но везде встречал отказ или нежелание обсуждать данный вопрос. Ему удалось добиться освобождения его дома после годичных хлопот, а здания губернского земства – и того позднее.
Пока шли эти трудные хлопоты, 1 октября 1916 г. в Перми состоялось торжественное открытие Пермского отделения.10 Вот что об этом дне пишет студент В.В. Молодцов: «День выдался безоблачным, морозным. Именно в этот день в губернском городе Перми открылось первое на Урале Высшее учебное заведение. Это было самое знаменательное событие в жизни города…». А студент Устюжанин вспоминает: «На спектакле «Евгений Онегин», который был дан после торжественного собрания и на котором присутствовали знаменитые гости. Бедные студенты сгрудились на галерке, где им отвели место. Мы шумно выражали свое недовольство. Пробовали петь. Туда приходил ректор К.Д. Покровский, призывая к спокойствию, он говорил: «Товарищи, тише! Ведь там внизу ничего не слышно, ведь там губернатор, архиерей… Давайте сегодня тише, а завтра я сам буду с вами петь!» После спектакля пели революционные и народные песни. Полиция нас не трогала. Мы ходили день и ночь по улицам, пели… Азарт молодости пылал огнем свободы, сердце переполнялось радостью от того, что у нас в Перми открыт СВОЙ университет. Университет!».
Эвакуированному Петроградскому университету пришлось разместиться в случайных, неприспособленных помещениях, разбросанных на большом расстоянии друг от друга. Городские власти попытались сгладить это неудобство. Поскольку отсутствовал городской транспорт, сообщение между центром города и Заимкой, где располагалась часть учебных корпусов, было крайне трудным. Городская Управа обратилась к железнодорожному начальству поставить в расписание поезд Пермь I - Пермь II, поэтому особых трудностей передвижения по городу у студентов не было.12 Извозчики доставляли профессоров на лекции и обратно домой. В Государственном архиве Пермского края сохранились счета на извозчиков, оплаченные местными властями.
В 1916 г. в городе были установлены цены на хлеб и введена карточная система на сахар. Городская администрация пыталась установить взыскания с торговцев за спекуляцию и рост цен на продовольствие. Еще в начале зимы 1915 г. в ожидании переезда Юрьевского университета были приготовлены частные квартиры для профессоров, но увеличился поток беженцев и цены на квартиры резко возросли. Университетская комиссия приняла решение, по которому за счет дополнительных субсидий квартирные цены для преподавателей были доведены до приемлемого уровня. Не было у преподавателей проблем с дровами; все квартиры отапливались дровами, купленными по пониженной цене.
Губернское Земство взяло на себя все расходы по организации общежитий и столовых, и также оплату учебы за бедных учащихся. Ряд других организаций, существовавших на общественных началах, оказывали материальную помощь студентам: Общество вспомоществования студентам, землячества (Архангельское, Вятское и т.д.). Студенты – крестьяне Пермского уезда получали стипендии из капитала сельских обществ, учрежденного Мотовилихинским сельским сходом. Самые усердные студенты получали 13 стипендий от губернского земства, 7 стипендий имени известных граждан Перми гр. Игнатьева, гр. Шевякова, проф. Гримма, Н.В. Мешкова и его матери Е.Н. Мешковой, гр. Е.Д. Калугина.
Открывавшийся университет испытывал острый недостаток средств на приобретение оборудования, книг и учебных пособий. Государственные ассигнования были малы и в условиях военного времени поступали крайне нерегулярно. На помощь пришли городские власти, пермская общественность и меценаты Н.В. Мешков, Т.В. Розанова, И.В. Батюшкова, рабочие, а также служащие Перми и крестьяне.
Так музей древностей на деньги Городской Управы и Н.В. Мешкова приобрел свыше 1 тыс. томов, фотографий, куски греческих и египетских папирусов, коллекцию античных древностей. Университетская библиотека пополнялась новыми книгами, среди ее дарителей был Пермский научно-промышленный музей.
Преподаватели университета были образованными, интеллигентными людьми, определявшими культурную атмосферу города. Обстановка вновь создающегося университета была своеобразна. Пермское студенчество только формировалось и пока, в отличие от студентов Петроградского университета, не имело своих традиций. Поэтому преподаватели постарались заставить студенчество ценить новый университет, понять, что «…студенты наравне с профессурой являются основателями новой на Урале цитадели науки и культуры».
В благодарность за помощь в деле становления университета профессора, преподаватели, студенты наряду с научной работой активно участвовали в культурно-просветительской работе. Научные работники выступали с публичными лекциями в Церковно-Археологическом Обществе, в Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания, Экономическом обществе и т.д. С участием преподавателей университета были разработаны планы народного университета, Фребелевских курсов и Гимназии для взрослых.
Первый учебный год Пермского Отделения не был легким, для развития ему требовалось получить статус самостоятельного университета. Самоопределение решило бы вопрос с кадрами, поскольку многие преподаватели имели статус временно прикомандированных. Самостоятельный университет имел право на стабильное финансирование из государственного бюджета, что в свою очередь позволило бы приобрести достаточное количество приборов, пособий и т.д. Увеличился бы приток студентов в новое учебное заведение.
Необходимость создания полноправного Пермского Университета была понята Временным Правительством. Постановлением от 5 мая 1917 г. за подписью министра Народного Просвещения А.Мануйлова учреждался самостоятельный университет в составе четырех факультетов: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Постановление содержало строительную программу работ, возложенную на Пермский Комитет по устройству университета. Учебная работа должна была строиться по планам, разрабатываемым на кафедрах и факультетах с учетом указаний Министерства Просвещения.
Предполагалось, что 17 апреля 1918 г. – в годовщину дня рождения Александра II Освободителя – будет заложен фундамент специальных знаний, а университет получит имя Александра II. Однако в полную силу университет работал короткое время. Во время революционных потрясений и гражданской войны со второй половины 1917 г. преподавание не велось.
Первоначально открылось три факультета: физико-математический, историко-филологический и юридический, а с 1 января 1917 года открылся ещё и медицинский. Они располагались сразу в нескольких зданиях, помимо комплекса на Заимке (ныне 2 и 3 корпуса ПГНИУ), было задействовано Кирилло-Мефодиевское училище (ныне ЦДТ «Муравейник»), губернская земская управа (ныне главный корпус ПГГПУ), дом пароходчика Любимова (ныне Театр юного зрителя).
В июле 1917 года на базе отделения Петроградского университета в соответствии с постановлением Временного правительства № 752 был открыт Пермский университет. В период Гражданской войны ВУЗ практически не работал, а после ее окончания стал активно развиваться. В 1919-1922 гг. были созданы агрономический и педагогический факультеты, факультет общественных наук, а также открыт ботанический сад.
В 1930-х годах несколько факультетов Пермского университета стали самостоятельными вузами: педагогический факультет был выделен в педагогический институт (ныне ПГГПУ); сельскохозяйственный преобразован в Уральский сельскохозяйственный институт (ныне ПГАТУ). В 1931 году медицинский факультет стал Пермским медицинским институтом (ныне ПГМУ). А в 1936 году фармацевтическое отделение университета превратилось в Пермский государственный фармацевтический институт (ныне ПГФА).
http://www.archive.perm.ru/about/news/student-day/?special_version=Y
https://www.newsko.ru/articles/nk-3471500.html
https://school-science.ru/1/5/25643