wellcome
Деревня Лески была основана в 1804 году крестьянами Омского уезда на озере Худорожниковом (нынче озеро Лески). В 1834 году в Лесках насчитывалось согласно «ревизской сказке» 306 жителей, из них 154 - мужчины и 152 – женщины. Село было довольно крупным, и неудивительно, что здесь возвели церковь.
В 1860-1866 гг. было возведено кирпичное здание Свято-Никольской церкви. Средства на строительство были пожертвованы тюкалинским купцом Исааком Андреевичем Лантратовым и местными крестьянами.
Псаломщик: с 15 января 1914 г. – Константин Платонович Трофимов (1892-?)
Свыше 30 лет служил в Лесковском храме священник Ион Иванович Черняев, закончивший Тобольскую духовную семинарию. В 1899 году он приехал в Лески и организовал там церковно-приходскую школу. Но в 1930 году он был арестован и осужден за контрреволюционную агитацию. Вместо него в Лески прибыл священник Александр Владимирович Фокинский. В документах ГАОО обнаружено только еще одно упоминание церкви в Лесках до войны, где говорится, что священник Александр Владимирович Фокинский в июле 1935 года обложен продуктовым налогом, в том числе - 50 кг мяса.В августе 1937 года он также был арестован и доставлен в Называевский райотдел НКВД. Вместе с ним по делу о «контрреволюционной деятельности» проходили монахиня Евдокия Минева и несколько лесковских крестьян. Все они были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.
Тексты допросов противоречивы - с одной стороны А.В. Фокинский говорит как глубоко верующий духовный пастырь, заботящийся о своих прихожанах, с другой, как «контрреволюционер». Что доказывает давление на священника и непорядочность следователя. Священником в Лесках о. Александр был с 1930 года. Вместе с ним по делу были осуждены Иван Никитич Сливко, Иван Тимофеевич Бородин - председатель церковного совета и Евдокия Егоровна Минеева - монахиня, работавшая сапожником. Всех их обвинили по статье 58-10,11 и расстреляли.
Здание церкви в дальнейшем использовалось для хозяйственных нужд, а позднее было полуразрушено- с нее сняли крышу, выломали рамы. Но до конца уничтожить его не удалось. Существует легенда, что для приготовления раствора для кирпичной кладки использовались куриные яйца, что делало строение особо прочным. Действительно ли было так, неизвестно, но до сих пор окраину деревни Лески украшает остов некогда величественного храма.
В 1924 году она называлась селом Лесковским, относившимся к крупным селениям района, насчитывающем 140 дворов, в которых проживало 709 человек. В 1957 году образовался Черемновский совхоз, и деревня Лески стала одним из его отделений. Здесь находилось несколько больших животноводческих помещений, в которых содержалось более 500 дойных коров, кроме этого, стоял на откорме молодняк. Более 2000 гектаров земли засевалось зерновыми, кукурузой, подсолнухом. Но в начале 90-х годов в стране начались разрушительные экономические реформы. Совхоз "Черемновский" был реорганизован в закрытое акционерное общество, которое впоследствии, оставшись без государственных дотаций, оказалось убыточным и прекратило своё существование. Лишившись работы на производстве и стабильных заработков, сельчане стали выживать, кто как мог. На сегодняшний день в деревне Лески проживает 92 человека, среди них 17 пенсионеров, 19 молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, 9 учащихся и 13 дошкольников. В личных подсобных хозяйствах лесковцев содержится 119 голов КРС (из них 42 коровы), 27 лошадей, 15 свиней, 112 овец, 228 голов птицы.
Источники:
1.Статья Натальи Гладышевой районная газета «Наша Искра» https://vk.com/wall-71023737_2245
2.Статья «Как вам живется в Лесках?» районная газета «Наша Искра» №42 от 12 октября 2012 года http://www.nasha-iskra.ru/default.asp?objType=2&o..
3.Голошубин И.С. Справочная книга Омской епархии. - Омск, 1914. – С. 599, 1208.
4.Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900. – С. 62-63.
5.Лебедева Н.И. Сельские храмы. С. Лески Называевского района// Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Изд-во Ом ГАУ, 1998. - С. 83-84.
6.Пугачева Н.М. Памятники культовой архитектуры на территории Омской области// Памятники истории и культуры Омской области. - Вып. 2. – Омск, 1996. – С. 75-76.
7.Шангин М.С. Террор против совести. - Омск: Омское кн. изд-во, 1994. – С. 167-193.
8.http://соцзащ.омская-область.рф/ru/municipal/localAut..