Сайт "Род Марковых"

 

Персоны

Статья о Маркове П.Н. на сайте Томского государственного педагогического университета

22.09.2022  22:51

На сайте Томского государственного педагогического университета нашел монографию Светланы Анатольевны Кочуриной "НА СЛУЖБЕ ПРОСВЕЩЕНИЮ…РУКОВОДИТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (1900-Е – 1930-е гг.)" под научной редакцией Марины Петровны Войтеховской.

В этой монографии есть статья про Маркова Павла Николаевича и ссылка на мой сайт :)

С любезного разрешения Светланы Анатольевны публикую ее статью на моем сайте:


Марков Павел Николаевич

Павел Николаевич Марков родился 9 июня 1884 года в г. Перми385. В 1904 году окончив Пермскую мужскую гимназию, поступил в Казанский университет на математическое отделение физико-математического факультета, но по состоянию здоровья обучение шло с перерывами, и в 1909 году он забрал документы из университета. К этому времени П. Н. Марков проживал в г. Мариинске Томской губернии. По каким причинам П. Н. Марков оказался в Сибири определённых данных нет, но есть сведения из источников местного происхождения, что был он из «политических», отбывал ссылку в Зырянском районе Томской губернии. Скорее всего, причиной была его активная деятельность в составе партии эсеров. В Мариинске он был известен как лидер местного подразделения партии, которое отличалось значительной активностью не только в Томской губернии, но и по всей Сибири. П. Н. Марков являлся редактором эсеровского журнала «Народные мысли» и газеты «Социалист-революционер», публиковался в местной прессе386.

Значительную роль П. Н. Марков играл в деятельности местных органов самоуправления. В 1915 году он был избран секретарём Мариинского военно-промышленного комитета. После Февральской революции принимал непосредственное участие во всех революционных мероприятиях, связанных с постановлениями Временного правительства. На уездном съезде крестьянского союза ПСР 18–19 июня 1917 года был назначен председателем387.

Но, в первую очередь, деятельность П. Н. Маркова была тесно связана с кооперативным движением и созданием в Мариинске Союза кооперативов388. Именно в Мариинске, с подачи городского общества потребителей, было создано первое в Сибири торгово-промышленное товарищество. П. М. Марков являлся автором нескольких работ, посвящённых обзору деятельности кооперативных обществ в губернии389. Активный промышленный рост города, способствовал тому, что на состоявшемся 22–27 марта 1917 года собрании уполномоченных Союза кооперативов, было решено открыть в Мариинске кооперативную школу, которая должны была способствовать развитию кооперативного движения и предпринимательства в регионе. Школа начала работу в сентябре 1917 года и П. Н. Марков был приглашён в школу преподавателем.

В силу демократизации жизни на волне революционных событий и специализации подготовки, школа отличалась прогрессивными и даже радикальными настроениями всего коллектива. Кроме того, учащиеся кооперативной школы издавали свой журнал «Зарница»390, где печатались работы авторов из различных учебных заведений города без политической цензуры. Коллектив школы стал частью мариинского подполья против властей в годы колчаковского режима. В результате часть учащихся была вынуждена бежать из города, а П. Н. Марков вместе с другим преподавателем кооперативной школы П. Н. Моховым был арестован за распространение листовок.

C установлением советской власти, в результате реорганизации местной системы образования в Мариинске, кооперативная школа была объединена с действовавшими здесь с 1917 года педагогическими курсами, и на этой базе был создан Мариинский педагогический техникум. Курс обучения в техникуме был трёхлетний для окончивших школу II ступни и четырёхгодичный – для окончивших 7 лет ЕТШ391. Техникум возглавил П. Н. Марков. На него легла сложнейшая задача организации учебного заведения, поскольку условия, в которых предстояло начинать работу, оказались чрезвычайными. Всё имущество кооперативной школы перешло техникуму, но здания этой школы ещё при Колчаке были заняты под лазарет вместе с инвентарём и оборудованием общежития. С приходом Красных всё перешло Челябинскому, а затем к 547-му военному госпиталю. На обращения местного Уоно освободить здания и вернуть имущество, администрация госпиталя ответила, что «…считает это имущество военным трофеем, не подлежащим передаче»392.

Становление техникума и его сохранение состоялось вопреки всем обстоятельствам. Деятельность администрации техникума в 1921–1922 годах концентрировалась вокруг бесконечных хлопот о выдаче или «недодачи» «пайков едокам», даже сметы техникума выражалась в пайках и продуктах потребляемых или выдаваемых для обмена. От голодной смерти коллектив института спасал свой огород, для которого приходилось чрезвычайными усилиями добиваться выдачи семян на посадку и сохранять его в неприкосновенности. Уклад жизни техникума больше походил на существование коммуны, которая выживала благодаря совместному ведению хозяйства. Но и эти возможности неоднократно были под угрозой со стороны других организаций. Выделение техникуму участка земли было проведено властями так, что привело к конфликту с местным населением, которое лишилось выгона для скота. Предоставленное техникуму помещение нуждалось в капитальном ремонте. Работы на огороде и его охрана требовали транспорта и фуража, которых катастрофически не хватало. Предоставленные лошади заболели от голода, ставя под угрозу посевные кампании393.

К концу 1922 года положение техникума стало стабилизироваться, но именно в этот момент Губпрофобраз принял решение о переводе учебного заведения в Томск. Идея была воспринята руководством очень болезненно. П. Н. Марков был вынужденный искать правды, обращаясь во все возможные инстанции. Переписка по этому вопросу лишь способствовала усилению противоречий в отношениях с Губоно и обнаружила принципиальные расхождения во взглядах на организацию педобразования и систему управления им. Всё это усиливало напряжение и недопонимание. Аргументами в пользу перевода техникума в Томск стали следующие соображения: необходимость преодолеть оторванность техникума от научного центра Сибири, отсутствие «моральной связи с людьми науки и материальной связи с центром академическим», а также отсутствие подготовленных педкадров в Мариинске, с необходимой научной и практической подготовкой394. В качестве дополнительных убедительных доводов выступал ряд критических замечаний по составленным учебным программам, что с точки зрения Губоно свидетельствовало о низком уровне преподавания: «объективные условия говорят не в пользу Мариинского педагогического техникума и делать из нас вандалов и обращаться за помощью в центр как будто преждевременно»395. В свою очередь было обещано, что «Губпрофобр не намерен нарушать учебную жизнь педагогического техникума и перевод будет только тогда, когда мы здесь сумеем подготовиться принять вас, т.е. в конце 2-го трисеместра. Мы надеемся, что учебная жизнь Мариинского педагогического техникума от такой переброски не пострадает»396.

Сложно представить, чем руководствовался губернский отдел профобразования, настояв на переводе техникума, учитывая, что к 1922 году были уже очевидны все сложности организации хозяйственной деятельности учебных заведений, провалы в реализации намеченных планов развития системы профобразования, при этом неоднократно заявлялось о необходимости развития периферийного образования. Переезд состоялся и, вопреки обещаниям, самым негативным образом отразился на деятельности техникума. Сразу возобновить учебные занятия не получилось. Ничего общего с реальностью не имели заверения подготовить условия для размещения. Техникуму было выделено помещение и оборудование, но оказалось, предоставленное имущество было непригодно для использования, а в выделенном здании не было электричества. Директор техникума ходатайствовал о передаче учебному заведению во временное пользование части школьного имущества Артшколы и Инжшколы, по-видимому, ранее принадлежащее Томскому учительскому институту и соответствовавшее назначению учебного заведения397. Как вариант, было предложено разместить педтехникум сначала в помещениях Пироговского училища, потом мужской гимназии и, наконец, Практического политехнического института, но в помещениях вуза уже и так находилось значительное количество различных учреждений в крайне стеснённых условиях398.

Итогом этого предприятия стал закономерный результат, иллюстрирующий политику Губпрофобра на начальном этапе деятельности: в начале 1923 года, в связи с невозможностью наладить нормальную работу, было решено техникум закрыть399.

В дальнейшем П. Н. Марков состоял заведующим Мариинским политехникумом, преподавал здесь историю и обществоведение400.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ, ПРИМЕЧАНИЯ, ССЫЛКИ НА ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

385 Подробнее биографию П. Н. Маркова см. на генеалогическом портале «Род Марковых». Интернет- ресурс. Режим доступа: http://rhodemarkov.ru/i.php?k=1&id=33 (дата обращения: 05.10.2021).

386 Дробченко В. А. Общественно-политическая жизнь Томской губернии (март 1917 – ноябрь 1918 г.) / Под ред. Э. И. Черняка. Томск, 2010. С. 130.

387 Ермолаев А. Н. Уездный Мариинск 1856–1917 г. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://net.knigix.ru/24biologiya/205673-11-a-ermolaev-uezdniy-mariinsk-1856-1917-kemerovo-kuzbassvuzizdat-bbk-2-ros4-ke-e74-pechataetsya-resheniyu-redakcionno-i.php (дата обращения: 05.10.2021).

388 См.: Запорожченко Г. М. Городская потребительская кооперация Сибири в процессе модернизационного перехода. 1890-е – февраль 1917 г. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Новосибирск, 2016. С. 157–158, 285, 329 и др.

389 Марков П. Н. О значении сибирского маслоделия для сибирской деревни// Сибирский земледелец и садовод. 1911. № 3. С. 123-128; Марков П. Н. Кооперативное движение в Томской губернии // Вестник кооперации. 1912. № 6. С. 118–128.; Марков П. Н. Томская губерния // Ежегодник МСПО. 1914 г. М., 1916. Вып. 4; Марков П. Мариинское товарищество кооперативов // Календарь сибирской кооперации на 1917 г. Томск, 1916. С. 45.

390 Зарница : журнал учеников Мариинской кооперативной школы. 1919. № 2 (28 февраля); Зарница. Мариинск, Томская губерния : Совет Мариинской кооперативной школы, 1918–1919. № 2 (28 февраля) (1919) / ответственный редактор П. Поданев. Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.elib.tomsk.ru/purl/1-7170/ (дата обращения: 05.10.2021).

391 Отчет о профессиональном образовании в Томской губернии за 1921, 1922 гг. // ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 312. Л. 3 об.

392 Мариинский педагогический техникум –– Губернскому управлению профессионально-технического образования (8 февраля 1922 г.) // ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 320. Л. 49.

393 См.: Письмо директору Мариинского педагогического техникума т. Маркову от 30 декабря 1922 г. //ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 320. Л. 297–298.

394 Там же. Л. 295.

395 Письмо директору Мариинского педагогического техникума т. Маркову от 30 декабря 1922 г. // ГАТО.Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 320. Л. 295 об., 296.

396 Там же. Л. 296.

397 Докладная записка Губернского отдела народного образования в Томский Губисполком от 28 февраля 1923 г. // ГАТО. Ф-28. Оп. 1. Д. 111. Л. 21, 21 об.

398 См.: Протокол Томского Губоно // ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 14. Л. 34.

399 Докладная записка Губернского отдела народного образования… 111. Л. 21.

400 Список личного состава преподавателей, ассистентов и технических служащих Мариинского политехникума // ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 2. Д. 183. Л. 64.