Храм святителя Николая в селе Кольцово

Нынешнее село Кольцовское, а прежде деревня Кольцово, входило в состав прихода Верхне-Муллинской Николаевской церкви. Село находится в 28 верстах от гор. Перми и расположено в живописной местности при слиянии двух небольших речек – Кольцовки и Сыры; последняя верстах в 20 ниже впадает в реку Сылву. Кольцовское село как бы кольцом окружено лесом со всех сторон; название же свое оно получило от фамилии Кольцовых, своих первых поселенцев.

В нем насчитывается всего десятка три домов, тем не менее село это известно далеко за пределами Пермской епархии. Своею известностью оно обязано находящейся здесь явленной чудотворной иконе св. Николая, именуемой «Пещерскою», на поклонение коей стекаются из разных мест сотни паломников в течение всего летнего времени, а главным образом к 11 числу июля – дню явления чудотворного образа. Толпы богомольцев, идущие на поклонение св. местам, считают своим священным долгом отслужить молебен св. Николаю «Пещерскому».

Относительно обстоятельств, при коих была обретена чтимая икона, записей в церковном архиве не сохранилось; среди местных старожилов существует об этом много устных преданий. Первоначальная история происхождения явленного св. образа, по одной, наиболее распространенной версии предания, такова.

В деревне Кольцовой, гласит предание, жил благочестивый, добрый и богобоязненный человек Илия, по фамилии Кольцов. Предание не говорит о нем, был ли он богат или беден, но, видимо, Господь не оставлял его за его благочестие Своею милостью, и благодать Божия была на доме его. Случилось раз ему потерять свою лошадь. Долго, но безуспешно искал он ее и сильно беспокоился, как бы дикий зверь не растерзал ее, потому что около деревни Кольцовой в то время, к которому относится сказание, был дремучий, вековой лес, в котором обитало множество всяких хищников.

Когда Илья был в поисках за потерявшеюся лошадью за речкой Сырой, в расстоянии немного более полуверсты от деревни, здесь, в сосновом лесу встретился ему благолепного вида старец. «О чем так тужишь ты, добрый человек?» участливо и ласково обратился к нему таинственный незнакомец: «иди домой и не беспокойся, лошадка твоя найдется». И тут же сказал Илье, чтобы он написал образ св. Николая Чудотворца для себя на память. Возвратившись домой, Илья нашел лошадь уже у себя дома и только тогда понял, что встретившийся с ним в лесу старец был никто иной, как св. Николай, архиепископ Мирликийский.

В то время были искусные мастера – иконописцы в Чусовских Городках. Илия Кольцов отправился туда. По дороге, прибавляет предание, случилось с ним несчастье: под ним пала лошадь, на которой он ехал. Но это обстоятельство не остановило и не изменило его благочестивого намерения. Привыкший во всем усматривать перст Божий и смирять себя под крепкую руку Божию, он принял это за посещение Божественного Промысла и, сказав: «Господь дал, Господь и взял», продолжал с того места путь уже пешком. Написанная по заказу Илии Кольцова икона св. Николая Чудотворца была больших размеров и не могла поместиться в его небольшой избушке, – вернее, не нашлось ей, по ее величине, приличного места в хате Илии, почему он и поставил ее у себя на гумне, в отделении для склада колоса, мякины и проч. и каждый день утром и вечером ходил сюда для совершения утреннего и вечернего правила.

Жители деревни Кольцовой вскоре стали замечать по ночам на гумне, где стоял образ, свет как бы от горящей свечи. Об этом доведено было до сведения приходского причта, и последний с подобающею честью, торжественным крестным ходом, перенес чудесный образ в приходскую церковь, в село Верхние Муллы. Отсюда он неоднократно, как говорит предание, скрывался и каждый раз находили его на прежнем месте, т.е. в деревне Кольцовой.

Одно время он скрылся и был в неизвестности около пятидесяти лет. Обретен он был по следующему случаю. В городе Перми была тяжко больна одна женщина (фамилии ее предание не сохранило). Этой женщине явился св. Николай в сонном видении и указал ей место, где она найдет скрывающийся уже много лет Кольцовский образ. По чудесному указанию, последний и был действительно найден в пещере, представлявшей узкое отверстие углубления в горе, находящейся к северу от деревни Кольцовой, в расстоянии немного более полуверсты. Отсюда и самое наименование явленного образа «Пещерским». С того времени место то стали называть «Никольскою пустошью», а в официальных документах, например, в планах на казенные лесные дачи, оно называлось «островом и мысом св. Николая». Больная, как только была обретена ею св. икона, тогда же почувствовала себя свободною от своего недуга.

Слух о найденной чудотворной иконе быстро распространился, и место явления стали посещать богомольцы, а самая икона была взята в приходскую Верхне-Муллинскую церковь, откуда ежегодно приносилась в дер. Кольцову лишь к 11 июля – дню ее явления, когда поклонников стекалось сюда особенно много, и здесь служились для них молебствия. С течением времени скромная весь Кольцовская стала в такой степени привлекать внимание благочестивых христиан, которые искали здесь помощи и небесного заступничества св. угодника Божия св. Николая пред явленным его образом, что явилась нужда в построении здесь особенного храма для удовлетворения религиозных нужд паломников.

На месте явления, в сосновом бору, была вскоре же, но неизвестно в точности когда и кем, устроена небольшая деревянная часовня. В 1847 году усердием почитателей явленной иконы была устроена большая деревянная же часовня и в самой деревне Кольцовой. Главное участие в постройке принимал дворовый служитель г.г. Голицыных Павел Матвеев Росошных. Часовня потом страданием и иждивением Пермского 3-й гильдии купца Николая Яковлева Бахарева, при пособии других жертвователей, была обращена в церковь и 25 марта 1861 года, с благословения Высокопреосвященного Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, освящена во имя св. Николая Чудотворца. Первым священником был определен священник Верхне-Муллинской церкви Василий Первушин, а первым пономарем Василий Бирюков.

Явленный образ святителя, как сказано выше, в то время находился в селе Верхних-Муллах. С устройством храма в деревне Кольцовой, прихожане новообразовавшейся Кольцовской церкви возбудили ходатайство о том, чтобы явленная икона имела постоянное и главное местопребывание в селе Кольцовском, как явившаяся близ этого села. Просьба их была уважена, и св. образ был перенесен во вновь устроенный здесь деревянный храм. В воспоминание того, что до сего времени явленный образ находился в Верхних Муллах, к 9 мая – дню тамошнего храмового праздника, он уносился ежегодно туда, где и находился до 11 июля, когда крестным ходом возвращался в село Кольцовское и оставался все остальное время года здесь. Тогда же была написана точная копия с явленного образа, которая вместо подлинного образа оставалась в селе Кольцовском. Такой порядок существует и теперь, т.е. подлинный образ ежегодно уносится из села Кольцовского, только неделею раньше, чем было прежде, предварительно в Юговской завод, по указу Св. Синода, по просьбе жителей завода, и оттуда уже к 9 мая приносится в село Верхние Муллы.

Кроме Муллинского прихода, явленный образ бывает в приходах: Лобановском, Бахаревском и Янычевском. Во всех указанных приходах совершается крестный ход с иконой святителя, причем служатся молебствия в домах, по приглашению жителей, и на полях. В село Кольцовское явленный образ возвращается накануне дня явления, т.е. 10 июля. В этот день здесь бывает торжественная встреча его при огромном стечении богомольцев из разных мест.

1872 год был тяжелым для Кольцовской церкви: с 14 на 15 ноября этого года деревянный храм в селе Кольцовском сгорел, по небрежности церковных сторожей до основания, но явленный образ, находившийся в это время в храме, был спасен, 24 декабря того же года была обращена в церковь небольшая ветхая деревянная часовня, находящаяся на месте обретения чудотворного образа, и освящена во славу Рождества Пресвятыя Богородицы, – в честь местно-чтимой иконы Рождества Пресвятыя Богородицы. На месте сгоревшей в следующем, 1873 году был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Летучего, чрез два года с небольшим был окончен постройкой и 6 июля 1875 года освящен во имя св. Николая Чудотворца. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется обилием поступавших на строящийся храм крупных пожертвований. Главным строителем и жертвователем, принявшим на себя хлопоты и половину расходов на свой счет, был Пермский 1-й гильдии купец В.Н. Бахарев, пожертвовавший на этот предмет более 7000 р.

В 1873 году при Кольцовской церкви значится две приписанных церкви: 1) Пещерская Рождество-Богородицкая 2) Лобановская Александро-Невская. В дер. Лобановой Кольцовского прихода была построена в 1872 году деревянная часовня, по случаю двукратного чудесного спасения жизни Государя Императора Александра II, средствами прихожан Кольцовской церкви и с Высочайшего соизволения. В следующем 1873 году, по просьбе прихожан, часовня в деревне Лобановой была обращена в церковь. 18 марта освящена во имя св. Благоверного князя Александра-Невского и приписана к Кольцовской Николаевской церкви.

В 1877 году Лобановская церковь выделилась в самостоятельный приход, и при Кольцовской осталась одна приписная «Пещерская». В 1879 году из этой последней неизвестным злоумышленником были похищены, посредством взлома замка, св. антиминс, два св. евангелия и пелены со св. престола. Новый антиминс был дан в нее лишь чрез 8 лет, а до сего времени в Пещерской церкви совершались лишь всенощное бдение и молебны. Одно из похищенных св. евангелий почти через год было найдено в сосновом бору, неподалеку от пещеры.

В настоящее время, вместо ветхой церкви, на месте явления чудотворного образа существует новый деревянный храм на каменном фундаменте с колокольнею, построенной в 1892 году по плану архитектора А.Б. Турчевича. Пещера тогда же расширена и выложена кирпичом и оштукатурена цементом; в нее два входа, один из них снаружи сводчатым коридором с южной стороны храма, другой – из храма. Сама пещера примыкает снизу к северной стене храма. В полу пещеры оставлено незаложенным отверстие, в котором, по преданию, найден явленный образ. В пещере стоит в мраморном киоте копия с явленного образа, самый же подлинный образ находится в Николаевском храме.

У подошвы горы есть, так называемый, святой ключ, из которого богомольцы почерпают воду и уносят ее с собой на родину. Для удобства богомольцев, на средства местного церковно приходского попечительства, устроено особое помещение на площади около храма, где паломники могут находить себе приют на ночь. Кроме того, к услугам богомольцев и школьное двух-этажное здание, которое бывает совершенно свободно в летнее время. Каменный храм во имя св. Николая, усердием причта и старосты, в 1901 году на средства благотворителей украшен живописью и весь внутри окрашен масляной краской в византийском стиле.

Священник С.З-в

"Явленная икона Св.Николая чудотворца в селе Кольцовском Пермского уезда" 1916

О селе Кольцово, о храме в нем и о кольцовском образе иконы святителя Николая Чудотворца я узнал совсем недавно от отца Петра (Шошина), настоятеля храма Святого пророка Божия Илии в поселке Юг. Отец Петр рассказал мне случившуюся несколько веков назад историю обретения чудотворной иконы святителя Николая жителем села Кольцово. Эта история очень заинтересовала меня и неожиданно стала живой.

Слова отца Петра подействовали на меня волшебно, поэтому от поездки в Кольцово, после услышанного рассказа я удержаться уже не мог и съездил в это село быстро. Был Крещенский сочельник, в храме взял освященной воды, поставил свечу и приложился к древнему образу святителя Николая Чудотворца.

Через прикосновение к образу теперь и я причастник той древней истории. Когда выезжал из Перми, тучи заволокли почти весь небосвод, а по приезду в Кольцово застал прекрасную для фотографирования погоду, это была удивительная поездка. Теперь Кольцово останется навсегда в памяти, я буду стараться приезжать сюда, а также приглашаю всех. Отец Петр дал мне ко всему прочему отсканировать старинную брошюру «Явленная икона св. Николая Чудотворца в селе Кольцовском Пермского уезда» и благословил ее опубликовать на сайте. Для удобства читателей текст переведен в электронный вид. 

Сергей Огарышев

Фотоальбом