Сайт "Род Марковых"

Тайтурка

29.05.2022  17:38

Тайтурка - рабочий поселок в Усольском районе Иркутской области России. Расположен на реке Белой в 86 километрах от Иркутска.

На территории, где позднее возникла Тайтурка, люди стали селиться еще в каменном веке. Археологами обнаружены места стоянки, могильники древних людей, различные изделия -ножи, остроги, наконечники. С тех пор в этом месте проживали различные племена: от палеоазиатских и самодийских до тюркских и бурятских.

 

Виртуальный музей Тайтурской общеобразовательной школы

В 1666 году южнее крепости в долине на левом берегу Белой поселились две бурятские семьи. Они-то и основали современное село. А через шесть лет в Иркутске основывается мужской Вознесенский монастырь, которому выделили земли по берегам реки Белой. Здесь стали возникать русские поселения. Тогда же русские приходят и на тайтурские земли. В первой четверти XVIII века в поселении проживали всего несколько семей, и о существовании села во многих документах даже не упоминается.

Второе рождение село получило после Указа 1734 года императрицы Анны Иоанновны с росписью 16 почтовых станций по новой Московской дороге от Нижнеудинска до Иркутска. В Указе впервые обозначено село Тайтурка, и долгое время считалось, что тогда и возникло поселение.

Новая Московская дорога, впоследствии названная Московским трактом. В Сибирь из европейской части России вели три главных дороги – Ирбитская, Екатеринбургская и Шадринская, которые в районе Тюмени сливались в один Московско-Сибирский тракт. Он шел от Тюмени через Тобольск, Омск, Томск, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск в Забайкалье. Наиболее трудным был кругоморской (кругобайкальский) участок тракта. Здесь приходилось преодолевать крутую горную дорогу. Отсюда шли два направления: на восток к Верхнеудинску и Нерчинску и на юг – к Кяхте. Впоследствии появилось и северное ответвление – на Якутск, затем к Охотску.

В основном строительство тракта было закончено в 1772 году. В Иркутской губернии участок дороги от Илимска до Иркутска имел 16 почтовых станций с промежутками друг от друга в 30 верст. Тракт имел не только общероссийское значение, но и местное: благодаря нему, возникали притрактовые населенные пункты, в них строились постоялые дворы, часть крестьян подряжались к купцам для перевозки товаров. Это давало им дополнительные заработки. Кроме постоялых дворов состоятельные крестьяне открывали кабаки для всех, совершавших поездки по Московскому тракту. Постоялые дворы и кабаки имелись в Тайтурке, Тельме и Биликтуе.

Торговое движение по Московскому тракту было круглогодичным. Кроме сухопутного имелся также и водный путь, который дополнял, а на отдельных участках и заменял сухопутный путь. Так товары восточносибирских и китайских производителей, доставленные к пристани города Томска, ставшего в тот период важным торгово-транзитным пунктом, перегружались на суда и плыли дальше на запад по рекам. Товары, поступившие в Томск с запада, перегружались на подводы, и ямщики везли их до Иркутска и Кяхты.

Тайтурские ямщики были известны и своим бравым видом. Отличные кони, сбруи и дуги обшивались красными и синими лоскутками. Основной маршрут тайтурских ямщиков был Иркутск-Томск, расстояние 1359 верст.

В Томск везли чай и другие экзотический товары, а обратно товары, приобретенные купцами на Нижегородской ярмаркt.

Значительные доходы получали содержатели постоялых дворов, через которые проходило семь-восемь тысяч лошадей и десятки тысяч путников в год. Тайтурцы возили и обозы соли из Усолья, обрабатывали землю, сажали огороды. В 1776 году на речке Курганихе иркутская купчиха Мария Брегалова построила две мельницы. После того, как окрепли хозяйства тайтурских крестьян, наиболее зажиточные из них взяли в аренду содержание мельниц. Это были Фрол и Николай Кудрявцевы, Федор Донской и его наследники. Содержали однопоставные мельницы Александр Чанцев и Федор Семенов. Тайтурцы заготовляли и поставляли дрова на усольские соляные варницы, занимались гонкой дегтя и рыбалкой. Кроме того, как и крестьяне других сел, исполняли повинности: расчищали дороги, содержали в порядке мосты, налаживали бичевник по левому берегу реки Ангары для провода судов от Усолья до Иркутска.

По сословности тайтурцы делились на крестьян - ссыльнопоселенцев, отставных военных, духовенство и мещан. Все они записывались в метрическую книгу Петропавловской церкви.

Пришлые в основном русские люди - выходцы из Поморья, Урала, сибирских селений - составляли большинство населения. Потом начали селиться татары, их было немного, и они не отличались постоянством места жительства. В конце 20-х годов ХѴІІІ века, в царствование императора Николая Павловича, в Тайтурку было сослано 13 семей сектантов-субботников. В 1843 - 1849 годах в селе после отбывания наказания начали селиться поляки, участники бунтов 1830 годов. С разрешения "Иркутской экспедиции о ссыльных" им выдавались годичные билеты на право временного жительства и приискания работы на Хайтинской фарфоровой фабрике. В Тайтурке поляки не прижились.

Известный путешественник Алексей Мартос записал в своем дневнике: «5 декабря 1825 года в 12 часов в 25 верстах от станка Половинного, среди пространного поля, лежит село Тайтурка с изрядною церковью. Окрестности мне понравились. Спустились на реку Белую, и проехав пять верст, достигли богатейшего села Мальта, имеющую каменную церковь и величественно раскинувшеюся на левом обрывистом берегу реки Белой, которая протекает в славную Ангару. Здесь ловятся: стерлядь, осетры, таймени, сиги, пескари и многие другие рыбы».

В 1870 году по инициативе купца Гавриила Спиридоновича Васильева в селе Тайтурка была открыта частная одноклассная школа на двенадцать учеников, а в 1880 году купец построил дом под сельское приходское училище и флигель для учителей. В конце XIX века в этом училище обучалось до 40 тайтурских ребятишек.

Губернское начальство высоко оценило заслуги мецената, наградив его серебряной медалью на Станиславской ленте. Еще десять лет Гавриил Спиридонович содержал училище, внося ежегодно по 580 рублей. На эти деньги оборудовались классы, закупались книги для школьной библиотеки. Кстати, это была первая публичная тайтурская библиотека, так как ей пользовались не только ученики, но и взрослые.

В 1880 г. крестьяне Лаврентьев и Кудрявцев приобрели жнейки с конным приводом.

Одной из красивейших церквей считалась Петропавловская церковь в Тайтурке, освященная в 1765 г. и построенная при подвижничестве и на средства иркутского купца М.И.Глазунова. Эта церковь в первозданном виде до нас также не дошла. Сегодня Тайтурский приход ютится в оставшемся первом этаже бывшей величественной церкви.

В 1887 г. прихожане решили вместо деревянной церкви построить каменную. Начался сбор средств. По 500 рублей дали купцы Г.С.Васильев и Д.И.Кудрявцев, а одна «могущая душа» вносила 1 рубль и 20 фунтов круглого хлеба. К 1915 году капитал на строительство церкви составлял 15 707 рублей и хранился в Иркутском отделении Государственного банка Российской империи. После революции в 1918 году счет был аннулирован. Церковь в Тайтурке осталась старая.

В 1890 г. в училище обучалось 33 мальчика и 7 девочек. Обучение сорока учеников обходилось весьма дорого и тяжело для одного Г.С. Васильева. Поэтому в 1890 г. он по дарственной записи передал училище обществу со всеми принадлежностями и 2 зданиями.

По примеру Васильева на торжествах по передаче школы крестьяне П.В. Донской и И.Д. Кудрявцев заявили о финансовой поддержке училища. В частности, Кудрявцев обещал открыть 2-й класс в виде опыта на три года, при этом дать жалованье учителю по 400 р. в год, законоучителю по 20 руб. в год, на квартиру учители по 60 руб. в год — всего на 3 года 1320 руб. и выстроить здание для 2-х классного училища за свой счет. Обо всем этом было официально заявлено гг. инспектору и директору народных. училищ.

Через некоторое время подсчитав, что постройка обойдется недешево, Кудрявцев совместно с учителем Вязуновым устроили подписку для пожертвований на постройку здания. Жители Тайтурки сдали около 500 руб., а крестьянин Тарасов хотел пожертвовать купленный новый сруб стоимостью в 200 руб. Но когда выяснилось, что Кудрявцевым будет содержаться только 2-й класс в течении трех лет, а учебные книги, отопление, освещение и мытье полов здания, а также оплату сторожа должно дать общество, то общественники отказались: — «мы содержим 1-й класс, и довольно».

Кроме того, выяснилось, что Кудрявцев обязался за свой счет выстроить здание для 2-х-классного училища, а сам собирает на это деньги по подписному листу и лес. Кудрявцев при всем обществе отказался от постройки здания. Видя такой оборот дела, общество высказалось заседателю, что оно не желает, чтобы было с их участием открыт 2-x--классное училище, и все убеждения заседатели остались напрасными.

Недостаток средств на обучение обернулся тем, что ежегодно 25 и более тайтурских детей не могли обучаться в школе – не было мест. Сам же Васильев не уставал заботиться об учениках. На его деньги было построено новое деревянное здание двухклассного училища для детей обоего пола, которое освятили 12 октября 1903 года в присутствии инспектора народных училищ и жителей села. Это здание служит людям до сих пор, в нем находится центральная районная библиотека.

В 1895 г. в окрестностях села велось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, а с 1898 г. началась ее эксплуатация. Железная дорога сильно и больно ударила по тайтурским устоям. Резко снизилось экономическое значение Московского тракта: грузы и почту на дальние расстояния стали перевозить более дешевым железнодорожным транспортом. Почти в два раза упали цены на гужевые перевозки. Теперь ямщики вынуждены были брать заказы на перевозку товаров от Иркутска до Листвянки и Никольской пристани, а также по Верхнеленскому и Якутскому трактам. Но и это не спасло – многие ямщицкие семьи разорились.

В Тайтурке на сельском сходе решили открыть сельскохозяйственную школу для обучения бывших ямщиков хлебопашеству.

Но не все ямщики ушли в сельское хозяйство. Пахотных земель не хватало даже тем крестьянам, которые издавна занимались земледелием. Да и животноводство не давало сравнимого с ямщицким дохода. Недалеко от Тайтурки был основан разъезд 2966, и с этого времени жители села стали работать на железной дороге: грузить и выгружать товары, работать дорожными надсмотрщиками, составителями и охранниками поездов.

В 1896 году на Тайтурку обрушился мор. С ранней весны начались болезни: корь, скарлатина, дифтерит. Каждый день умирало 2-3 ребенка. В селе нет врача: фельдшер - самоучка, из отставных солдат.

В начале 1900 года в Тайтурке проживало свыше 1500 человек. Село являлось третьим по величине и количеству жителей в Тельминской волости после Усолья и Тельмы. С прокладкой Транссибирской железной дороги доходы от извоза резко ушли вниз, но началось промышленное развитие села. Тайга, возможность лесосплава, железнодорожная магистраль - все это привлекло внимание отставного генерал-майора железнодорожных войск Алексея Александровича Кислякова. В 1902 году он начал строительство лесопильного завода; установил локомобиль, пилы и начал выпускать пиломатериалы.

В 1902 году на окраине села Тайтурка со стороны железной дороги на средства отставного генерал-майора инженерных войск А.А.Кислякова началось строительство лесопильного завода, который уже через год выпустил первую партию пиломатериалов. В 1908 году этим заводом было изготовлено 15 тысяч кубометров лесопродукции.

Финансовые затруднения А.А.Кислякова вынудили его продать предприятие инженерам Н.А.Васильеву и Г.Я.Чернятину. Затем завод был продан богатому тайтурскому крестьянину И.Д.Кудрявцеву. Им удалось провести техническое перевооружение завода и тем самым улучшить его производительность.

В годы Первой мировой войны лесозавод стал собственностью Торгово-промышленного товарищества в составе Мейдельмана, Кузнецова и Самойлова. У Товарищества хватило финансов увеличить на предприятии численность рабочих и подвести к нему железнодорожную ветку. Это позволило сократить время и средства на доставку потребителям изделий завода. Мощность производства достигла 70 тысяч кубометров.

Кроме этого предприятия в Тайтурке в разные годы работали еще два лесопильных завода: Лесного Товарищества Я.Д.Масалова, Г.С.Васильева и И.Д.Кудрявцева и Ангаро-Байкальского казенного пароходства. Все три названных предприятия выпускали до 100 тысяч кубометров пиломатериала.

В октябре 1903 года Г.С.Васильев построил двухклассное училище, и в селе стали работать две школы. В разные годы в них учителями работали И.И.Быков, Г.Шергин, Т.С.Вязунов, И.К.Филиппов. Закон божий преподавали священники местной Петропавловской церкви Г.Литвинцев и П.Постников.

В целях оказания финансовой помощи сельчанам 14 октября 1903 года был учрежден свой сельский банк с уставным капиталом 5 тысяч рублей. Основателем и Почетным попечителем банка стал уже известный читателю меценат Г.С. Васильев.

Начавшаяся Первая мировая война потребовала перестройки производства под военные заказы. Иркутские купцы Мойсельман, Кузнецов и Самойлов перекупили завод и на его базе создали «Тайтурское торгово-промышленное предприятие», при этом второй завод остался у Кудрявцева. В период правления Колчака завод был реконструирован: обновлено оборудование, вдвое увеличено количество работников, построен железнодорожный подъездной путь длиной в 1800 метров. Объем и ассортимент выпускаемых материалов был увеличен в несколько раз.

В начале 1918 года в Тайтурке, как и по всей стране, была установлена Советская власть. В селе создается волостной революционный комитет, председателем которого избрали холмушинского крестьянина Иосифа Гавриловича Егорова.

Но власть эта продержалась недолго. В мае того же года поднял контрреволюционный мятеж 45-тысячный чехословацкий корпус, подразделения которого растянулись по Транссибирской магистрали от Пензы до Владивостока. Их поддержала местная контрреволюция. Советы не смогли дать отпор кадровым частям чехословаков и белогвардейцев, и те стали захватывать город за городом, село за селом.

Поначалу население Сибири отнеслось к колчаковцам достаточно равнодушно. Об этом красноречиво говорят результаты выборов в земства, на которые даже в городах, где население более политизировано, пришли от 20 до 30 % избирателей. Однако приличная часть сибирского населения поддержала Колчака. Так в 1918 году в его армию из регионов Сибири добровольцами вступили более 10 тысяч человек. Был возвращен 11-часовой день на производстве, проведена денежная реформа, фактически конфисковавшая накопления населения и оборотные средства предпринимателей, одновременно резко увеличены налоги, и не только на крестьян, но и на фабрикантов, организована насильственная мобилизация в армию, разогнана любая оппозиция, даже противники большевиков. По отношению к населению избран метод исключительных законов. Каждый человек, только подозревавшийся в сочувствии к большевикам и Советской власти, подвергался жестоким репрессиям.

В ответ на карательную политику Колчака возникло мощное партизанское движение, были организованы десятки подпольных групп, в состав которых вошли не только большевики, но и недавние сторонники Колчака – меньшевики и эсеры.

Командование белой армией проводило карательные экспедиции по сёлам с целью наказания тех, кто поддерживал партизан. Физической расправе подлежали семьи, откуда взрослые или подростки ушли в отряды повстанцев. На усольской земле особенно усердствовал атаман Красильников. Красильниковцы расстреляли на станции Половина председателя Тайтурского волостного ревкома Иосифа Гавриловича Егорова. Десятки активистов Советской власти, их родственники были забиты плетьми и расстреляны. Так в селе Тайтурка до смерти засекли мать партизана А.Жилкина.

Настоящим героем проявил себя Тайтурский крестьянин Д.А.Пеньковский. Дмитрий Анатольевич Пеньковкий родился в селе Тайтурка в 1854 г. Имея незначительный по площади участок земли, Пеньковский занимался неземледельческими промыслами. Его старший сын Илья работал шахтером в Черемхово, двое младших сыновей и дочь батрачили у местных богатеев. С началом Гражданской войны Илья сначала ушел в Забайкалье, а после роспуска Красной гвардии вернулся в родные края в партизанский отряд, располагавшийся недалеко от Тайтурки. Там уже был его младший брат Иосиф. Их отец Дмитрий Анатольевич стал у партизан связным, одновременно поставляя партизанам продукты. Но вскоре с ним случилась беда: по доносу тайтурского купца А.Е. Донского, Пеньковский был арестован. Вместе с ним колчаковцы арестовали семнадцать человек в качестве заложников.

Пытки карателей не сломили Пеньковского, и он не выдал партизан и своих сыновей. Не добившись предательства, палачи повесили Дмитрий Анатольевича на воротах его дома. Казнь совершилась в присутствии многих тайтурцев, согнанных к месту казни колчаковцами.

Трое суток висел на воротах труп мужественного партизанского связного, после чего колчаковцы разрешили похоронить его на скотском кладбище. Лишь в 1920 г., после восстановления Советской власти в Тайтурке, Пеньковский был перезахоронен со всеми воинскими почестями на местном кладбище, а улица, на которой жил Дмитрий Анатольевич, была названа его именем.

8 февраля 1920 года в Тайтурку вновь установилась Советская власть. Был избран революционный комитет во главе с рабочим лесозавода Чепкевичем. Село стало центром Тайтурской волости, в состав которой входили еще села Бельск, Буреть, Мальта и Хайта.

Итогом полуторалетнего пребывания колчаковцев у власти явилось разрушение в волости четырех селений. Из 445 хозяйств целыми остались лишь 170. Из 620 лошадей, имевшихся в крестьянских хозяйствах до войны, было отобрано 3761.

Для Тайтурки огромной проблемой весны 1920 года было отсутствие семян: колчаковцы при отступлении выгребли все зерно подчистую. Поиск выхода из этой ситуации стал первым испытанием на прочность новой рабоче-крестьянской власти. Внутри Тайтурки зерна найти было нельзя, зато у крестьян Бадая и Бурети имелись излишки в размере 12 902 пудов. Крестьянская взаимопомощь выручила в тот год тайтурских земледельцев. Кроме того, губернским отделом коммунального хозяйства 146-ти дворам села в качестве помощи было выделено 732 пуда овса, 107 пудов 28 фунтов пшеницы и 212 пудов гречихи. Судьба посевной 1920 года и проблема питания были решены.

К 1 мая 1923 года на Тайтурском лесопильном заводе также была произведена некоторая реконструкция: были смонтированы две рамы для распиловки круглого леса. В 1926 году на заводе смонтировали третью раму и две паровых машины общей мощности 110 лошадиных сил, что позволило выработать в год 10 тысяч 296 кубометров пиломатериала. За октябрь 1927 – сентябрь 1928 годов лесозавод выработал 12 тысяч 771 кубометр

На территории села располагались сельский Совет, крестьянский комитет, начальная школа, изба-читальня, лесопильный завод, паровая мельница лесопромышленного Товарищества «Черембасслестрест».

По данным «Списка населенных мест Сибирского края» в 1926 г. в Тайтурке проживало 1537 человек, в том числе 777 мужчин и 760 женщин.

Системой земледелия являлись двух- и трехполье. На одного крестьянина приходилось всего 1,12 десятины пашни, но в селе были и безземельные хозяйства. Средняя урожайность зерновых составляла 20 пудов с десятины или немногим более трех центнеров. Нуждающиеся крестьяне при помощи Совета и крестьянского комитета имели побочные заработки, в частности, вывоз леса для шахт Черемхово. В селе имелись машинное и животноводческое товарищества, сельская потребкооперация.

Объем производства лесопильного завода составлял 75 % от уровня 1913 г., но заработная плата рабочих превосходила зарплату сравнимого года. Материальная обеспеченность рабочих и служащих завода считалась удовлетворительной.

В селе была школа крестьянской молодежи. При сельском Совете работал один милиционер, обслуживавший 53 населенных пункта.

В1924 году в Тайтурке появилась пионерская организация.

Во второй половине двадцатых годов в районе стали возникать коллективные хозяйства. В 1925 году в Тайтурке основано машинное товарищество, через два года – животноводческое, а в 1928 году сельхозартель

В 1925 году в рабочем клубе Тайтурского лесопильного завода. Здесь работали хоровой, шахматный, кройки и шитья, фото, музыкальный кружки. Большой успех имел коллектив синеблузников.

В 1926-1927 учебном году в Тайтурской ШКМ обучалось тогда 135 детей. Это составляло лишь 35 % от всех детей села.

В ноябре 1929 года процесс раскулачивания начался в Усольском районе.

В Тайтурке сельсовет и колхозники ,не желая брать на себя груз ответственности за раскулачивание, отписывались перед районными властями, что в селе нет кулаков. Скорее всего, это было похоже на правду. Дело в том, что само определение кулака трижды менялось в течение 1928 – 1931 годов и было далеко не всегда понятным сельским представителям Советской власти. Однако в Тайтурке одной из главных причин «отсутствия» кулаков было то, что в селе большинство крестьян приходились друг другу родственниками.

Но «раскулачиванием» дело не закончилось. В середине 1930-х гг. на страну обрушился вал репрессий. 1937-1938 гг. были арестованы и расстреляны директор Тайтурского лесозавода А.П.Артюхов, технический руководитель (главный инженер) лесозавода С.К.Белов.

В 1931 году была организована МТС «Белая» в Тайтурке

В 1937 году в Тайтурке на базе заправочного пункта МТС «Белая» была создана нефтебаза «Белая». Организация нефтебазы решила один из основных вопросов деятельности МТС. Ранее горючее поступало в Тельму, где условий для его хранения и накопления не было, значит и МТС приходилось получать горюче-смазочные материалы «с колес». Теперь нефтебаза снабжала весь район и могла единовременно хранить до 800 тонн горючего. Таким образом, перебои с поставкой нефтепродуктов для МТС и промышленности прекратились.

С переходом от индивидуального ведения хозяйства к коллективному увеличились посевы сортовых семян. Все вышеназванное позволило увеличить урожайность усольских полей с 1927 по 1939 гг. в 4 – 5 раз. Так тайтурский колхоз «Двигатель пятилетки» к 1939 г. добился урожайности зерновых до 10 – 92 ц/га, тогда как в индивидуальных крестьянских хозяйствах в 1927 г. тайтурские поля давали лишь 2,5 – 3 ц/га. Бесспорным лидером по урожайности был колхоз «Красный остров», получавший в урожайные годы до 25 цн зерна с гектара.

Животноводство также развивалось неплохими темпами. Так количество крупного рогатого скота с 1934 по 1936 год выросло почти в 2,5 раза – с 1810 до 4397 голов, свиней в пять раз – с 641 до 3263 голов, коз и овец почти в семь раз – с 214 до 1759 голов.

В шестидесятые годы в селе развивается массовое жилищное строительство, появляются многоквартирные дома с центральным отоплением. 30 августа 1963 года Тайтурка получает статус поселка городского типа, формируется социальная инфраструктура поселка и комбината, расширяется ассортимент выпускаемой продукции. В 1975 году Тайтурский ЛДК становится головным предприятием производственного объединения «Бельсклес», здесь работает уже 1800 человек. Наряду с производством продолжает развиваться сельское хозяйство.

Во второй половине прошлого века на территории Усольского района находился совхоз «Мальтинский», который объединял шесть отделений, пятое отделение и центральная усадьба находились в пределах поселка. В пятом отделении выращивали овощи, картофель зерновые культуры, было развито животноводство. Помимо всего этого в поселке размещались предприятия «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия». Деятельность этих предприятий была направлена на обеспечение всего района удобрениями и проведение ремонтных работ сельскохозяйственной техники.

Из сферы обслуживания в поселке были больница, поликлиника, три школы, три клуба, библиотека, ветлечебница, парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, четыре детсада, сеть магазинов. Итого к началу 90-х годов XX века на предприятиях и в учреждениях поселка было занято около 3000 человек.

Источники:

1.Плотников Р.Ф. Тайтурка "Люди и время"

2.Тихонов Е. Н., Р. Ф. Плотников "Страницы истории Усольской земли четыре века"

3.Виртуальный музей Тайтурской средней общеобразовательной школы.